Сочиняем волшебную сказку о себе самом.

Сочиняем волшебную сказку о себе самом.

 28.11.2016 - 22:06

«В некотором царстве , в некотором государстве ...», или Сочиняем волшебную сказку о себе самом

 

 

Сказки любят читать все. И дети, и взрослые. Из взрослых особенно любят читать сказкифилологи и психологи. Замечательный учёный фольклорист В.Я. Пропп написал о сказках две фундаментальные работы: «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». А психологи даже придумали особое направление: сказкотерапия. Доказано, что, сочиняя сказки о своём прошлом, будущем или настоящем, населяя их вымышленными персонажами, человек способен прожить и осмыслить реальные события своей жизни. Сказкотерапия помогает прийти к новому пониманию собственной жизни.

 

Больше всего сказок слышит ребёнок в детстве: об Иване-царевиче или Иванушкедурачке, о Чуде-юде или Змее Горыныче, о Елене Прекрасной или Василисе Премудрой… О Дюймовочке, Принцессе на горошине, Маленьком Муке… А ещё о волшебных туфлях, ковресамолёте, жар-птице, зёрнышке, исполняющем желания… Слушая сказки, ребёнок учится различать добро и зло, выходить из трудных ситуаций. Сказки помогают познавать мир.

А приходилось ли вам когда-нибудь самим сочинять сказки? «Для кого?» – можете спросить вы. Для себя самих… Известно, что каждая сказка содержит информацию об авторе, в ней заложен жизненный сценарий рассказчика, его способ реагирования на трудности, его жизненные ценности и убеждения. Сказка помогает выйти из проблемной ситуации, найти новые возможности или осознать уже имеющиеся. Из сказки появляются волшебные помощники, которые на самом деле оказываются собственными, ещё не осознанными до конца, возможностями и способностями. Например, встреченный на пути мудрый старец даст совет, который нам так важно услышать. Найденная в лесу книга раскроется на нужной странице. Даже белый кролик, спешащий на бал к герцогине, может сказать нечто странное, но необходимое для понимания ситуации. Оказывается, при помощи сказки человек обращается к тому, что трудно сформулировать в обычном разговоре. Через сказку можно посмотреть на себя со стороны, сыграть новую роль или лучше понять себя.

 

Сказка, которая рассказывается от первого лица, – почти всегда о себе. Вот такую сказку мы можем с вами написать (если захотим). Как её начать? Героем можно выбрать любой предмет или живое существо. Пусть сказка так и начинается: Жил да был… Или лучше так: В одной весьма пластилиновой местности… Или лучше… Волшебная сказка обычно начинается со сказочного зачина (сказочного традиционного начала). Сказочный зачин переносит нас в чудесный мир, живущий по законам, отличающимся от законов реального мира. Например: В то давнее время, когда мир божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки… Или: Было это там, где и не было, за морем аккурат да ещё три шага назад, где поросёнок хвост закорючкой землю рыть своих братцев учит… Или: Было это давным-давно…

 

Попробуйте описать время и место, где происходят события вашей сказки. А раз это необычное пространство, то происходить там могут самые необычные события. Там на пути главного героя могут встретиться сказочные злодеи и добрые заступники, волшебные помощники и те, кто сам нуждается в помощи. Так, в сказках известного современного писателя Евгения Клюева действуют Ужасно Скрипучая Дверь, Крохотный-Чайник-для-Заварки, Жёлтый Воздушный Шарик и другие замечательные существа. Герою, конечно, предстоит пройти испытания и понять что-то очень важное для себя. Если вы уже придумали героя, представьте, как он выглядит, как говорит, как двигается. Именно благодаря герою сказка развивается, движется. А события, происходящие с героем, составляют сюжет сказки. Сюжет похож на цепочку: одно событие перетекает в другое. Вот, например, в сказке Е. Клюева «По Законам Живой Природы» папа и мама кузнечики привели Кузнечика на лужок и оставили его играть. Потом на этот же лужок родители-лягушки привели маленького Лягушонка, а родители-аисты своего Аистёнка. И вы даже не представляете, что из этого вышло!

 

 

 

В сказке, как в жизни, обычно есть конфликт, столкновение, борьба добра и зла. Конфликт может быть и внутренним. Между кем и кем развивается конфликт в вашей сказке? Кто (или что) побеждает и почему?

 

В сказках часто используются мотивы верности (Герда или королевич Елисей, преданно спешащие на помощь), мотив волшебного сна (Спящая Царевна или Спящая Красавица, мир вокруг которых меняется за время их сна), мотив поиска пропавшего героя или мотив превращения героя в волшебное животное.

 

А ещё можно сочинять сказки о собственном имени. Вы, наверное, замечали, что далеко не всем нравится их собственное имя или фамилия? Как сделать имя помощником? Иногда бывает трудно определить значение имени и фамилии. Тогда можно воспользоваться «Этимологическим словарём русского языка» М. Фасмера, или «Толковым словарём» В. Даля, или «Народным календарём»…

 

Когда-то давно одна женщина рассказала сказку про себя. Она сочинила её, задумавшись о том, что означают её собственные имя и фамилия. Получилась чудесная сказка о девочке, у которой был волшебный серебряный колокольчик. Услышав его звон, девочка чувствовала себя увереннее и сильнее. Колокольчик помогал ей в трудную минуту. А самое удивительное – он всегда был вместе с ней и никогда не терялся. Угадайте, как звали эту девочку? Сильвия Ранкл – серебряный колокольчик (это имя известного психолога). Silver Ringlet – «серебряное колечко», ringing – «звон» (игра слов в английском). А четырнадцатилетний мальчик Стёпа Тарпанов из Белоруссии придумал историю о гордом диком коне, который появлялся по приказу волшебного кольца (Степан – «кольцо, венец», тарпан – «дикая лошадь»). Тринадцатилетняя Рита Афанасьева с Украины (Маргарита – «жемчужина», Афанасий – «бессмертный») сочинила сказку о прекрасной жемчужине, которая выросла из крошечной песчинки и научилась видеть внутренний свет будущих жемчужин в нынешних песчинках.

 

Часто сказка заканчивается сказочной концовкой: Я там был, мёд-пиво пил или Сказка вся, и врать больше нельзя. Правда, многие сказки обходятся без традиционной концовки. Иногда лучше сказка незаконченная, с открытым финалом, над которым можно подумать…

 

А какую сказку можно сочинить о вашем имени? Или просто о себе самом?