Материалы для обучающихся по самостоятельной исследовательской практике

Материалы для обучающихся по самостоятельной исследовательской практике

 02.12.2016 - 18:48

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их. Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже задания, можно освоить некоторые его приемы.

 

I. Как выбрать тему исследования?                                                                                                Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

  

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Чем мне интересна тема  из предложенного перечня  больше всего?

2. Что из изученного по предмету в школе хотелось бы узнать глубже?

3. Позволят ли мне знания, полученные в проекте, заниматься  лучше по предмету?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками.

Примерные темы работ: «Жизнь русского слова ДОБРОТА», «Образ петуха в русских сказках», «Образ родины в поэзии М.Ю.Лермонтова».

           

I I. Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Что значит - найти проблему?

Как выявлять проблему

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Например, вы сформулировали тему «Образ родины в поэзии М.Ю.Лермонтова»,

Проблему можно сформулировать, отвечая на вопросы: «Как представлен образ родины в творчестве М.Ю.Лермонтова? Какими изобразительно-выразительными средствами?». Проблема будет звучать так «Изображение темы родины в поэзии М.Ю.Лермонтова»

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Например, «Жизнь слова в русской речи»  (Изменяется ли жизнь слова ХЛЕБ в русской речи?),  «Фразеологизмы – жемчужины русской речи» (Почему фразеологизмы называют жемчужинами русской речи?),  «Изображение Георгия Победоносца в живописи 19 века» (Как изображали Георгия Победоносца в живописи 19 века?)  и т.д.

 

III. Цель исследования

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Например, вы сформулировали тему «Жизнь русского слова ДОБРОТА», Вас интересует проблема «Употребление слова ДОБРОТА в русской речи», а целью исследования в этом случае будет «Изучение жизни слова ДОБРОТА в русской речи».

           

III. Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя жизнь слова КРЕНДЕЛЬ, ставите перед собой задачи выяснить:

1) Какое объяснение дают словари этому слову? (Найти определение слова КРЕНДЕЛЬ в разных словарях)

2) Какова история слова? (Выяснить этимологию и историю происхождения слова КРЕНДЕЛЬ).

3) Употребляют ли наши сверстники и взрослые слово КРЕНДЕЛЬ в своей речи? (Провести опрос об употреблении в речи слова КРЕНДЕЛЬ) ит.д.

 

IV. Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Например, «Я выдвигаю гипотезу, что слово БРЮЗГА в настоящее время используется только в СМИ из-за неблагозвучия и слов – синонимов, его заменивших».

           

V. Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять или  отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаю список доступных методов исследования:

подумать и поразмышлять самостоятельно;

прочитать книги (словари, энциклопедии, справочники) о том, что вы исследуете;

найти информацию в сети Интернет;

спросить у учителей, родителей, друзей;

понаблюдать и сравнить;

провести анкетирование или опрос.

Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете.

Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.

1. Подумать самостоятельно

Наверное, с этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения могу высказать по этому поводу?

Какие выводы и умозаключения я могу сделать  из того, что мне уже известно?

           

2. Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления. Запишите все, что вы узнали из книг.           

                       

3. Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике! Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

           

4. Найти информацию в сети Интернет

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

           

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

 К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте.

Специалистом может быть и учитель. Учитель  физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы (если слово связано с этими науками).

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

 

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом. Наблюдаем мы, как слово используется речи, в художественной литературе, фольклоре; определяем, изменилось ли оно в лексическом значении или наоборот приобрело новый смысл и заиграло новыми гранями. И только умный, наблюдательный исследователь может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.      

           

7. Провести опрос или анкетирование

Нужно чётко определить цель этого эксперимента. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Например, «цель опроса – проследить частотность употребления слова БРЮЗГА в речи учителей и учащихся параллели 5 классов школы». Нужно чётко сформулировать вопросы анкеты. Данные анкетирования описать, систематизировать, обобщить и сделать выводы. Результаты эксперимента можно представить в форме диаграммы, таблицы или просто в виде подробного описания.

 

VI. Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом на конференции. Все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

ранжировать основные идеи исследования;

предложить сравнения и метафоры;

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления;

приготовить  наглядность, макеты, презентации;

подготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь к защитите своей исследовательской работы, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы, очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект, явление  отличается от других?», «Чем этот объект (явление) похож на другие?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств  предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером. Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов

 Задача исследователя – сравнить, найти сходства и различия, сделать умозаключения.

 

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям. Например, все слова текста можно распределить по частям речи. Допустим, в составе текста самая большая группа  - глаголы. Можно сделать вывод, автор намеренно наполняет текст глаголами, для того чтобы показать движение, стремительность бурного потока горной реки и т.д.

 

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Вот несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.

 

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

 

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения. Например, «Жизнь слова, жемчужины речи, кладезь ума и т.д.»

 

6. Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

 

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

 

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

 

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

           

10. Приготовить наглядность, презентацию.

Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании. Поэтому нужно подходить к показу наглядности очень ответственно. Созданная вами презентация или ролик  будут сопровождать ваш доклад. Во время её демонстрации вы будете комментировать ход вашего проекта. Презентация даёт возможность членам комиссии одновременно изучать проектную работу и контролировать  ваше выступление.

 

11. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

 

VII. От чего зависит успех?

1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.

2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).

3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.