Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на 2017-2018 учебный год

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на 2017-2018 учебный год

 28.10.2017 - 21:57

Дата

план

Дата

факт

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-А классе

Примечание

1

 

 

Введение. Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы.

 

 

 

 

Тема № 1.

Из древнерусской литературы (8 ч)

 

2

 

 

Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература.

Переводная светская  литература. Оригинальная светская литература. Основные периоды развития древнерусской литературы.

 

3

 

 

«Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…».

 

4

 

 

Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др.  Голос автора, патриота и гражданина. Отрывок из произведения   

наизусть

5

 

 

Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

 

6

 

 

 

Литература родного края №1 Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей Донбасса   Б.Я.Ластовенко  «Побег  князя Игоря  из  половецкого  плена»(с.74 хрестоматия)

 

7

 

 

 

Урок внеклассного чтения № 1. «Слово о полку Игореве» в переводах Жуковского

 

8

 

 

 Урок развития речи №1 

Развернутый ответ  на  вопрос : « О  чем  заставляет  задуматься  нас  «Слово  о полку Игореве»?

 

 

 

 

Тема № 2.

Из русской литературы    XVIII  века (12 ч)

 

9

 

 

   Характеристика русской литературы XVIII века.

Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 Гражданский пафос русского классицизма.  Общие сведения о литературе классицизма

Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес  к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения.

 

10

 

 

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...».

 

11

 

 

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.

Отрывок из оды  наизусть

12

 

 

Гавриил Романович ДЕРЖАВИН

 Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

 

наизусть

13

 

 

«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его  особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

 

14

 

 

Александр Николаевич Радищев.(4ч.) Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)  Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

 

15

 

 

Широкое изображение российской действительности.  Критика крепостничества.

 

16

 

 

Автор и путешественник. Особенности повествования.

 

17

 

 

Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

 

18

 

 

Николай Михайлович Карамзин (2ч) Слово о писателе. Стихотворение «Осень». Сентиментализм.

 

19

 

 

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

 

 

20

 

 

Контрольная  тестовая  работа №1 по теме «Из литературы XVIII века»

 

 

 

 

Тема № 3.

Из русской литературы  начала XIX века.В.А.Жуковский,

А.С.Грибоедов ( 8 ч)

 

21

 

 

Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма  и профессиональной русской критической мысли.

 

22

 

 

Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (2ч.)

Жизнь и творчество. (Обзор.)Основные этапы его творчества.

«Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. наизусть

Наизусть 1 ст.

23

 

 

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

 

 

24

 

 

Александр Сергеевич Грибоедов (4ч.)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С.Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги.

2 монолога

наизусть

25

 

 

Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе.

 

 

 

 

II четверть

 

26

 

 

Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии.

 

27

 

 

Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

 

28

 

 

Контрольное сочинение №1 по произведениям Жуковского,Грибоедова

 

 

 

 

Тема № 4.

Из русской литературы  начала XIX века  А.С.Пушкин ( 19 ч)

 

29

 

 

 Александр Сергеевич ПУШКИН (15ч)

 Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

 

30

 

 

 Ведущие темы и мотивы лирики:

вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион") Теория литературы.Понятие о мотиве в лирическом произведении.

3 стихотворения

наизусть

31

 

 

Ведущие темы и мотивы лирики: тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…")

 

32

 

 

Ведущие темы и мотивы лирики:

тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…")

 

33

 

 

Ведущие темы и мотивы лирики:

философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…",  "Элегия",  "Вновь я посетил…")

 

34

 

 

Ведущие темы и мотивы лирики:

тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения).

 

35

 

 

 

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.Теория литературы. Трагедия как жанр драмы

 

36

 

 

 «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история.

Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе

Отрывок из романа наизусть

37

 

 

Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста.

 

38

 

 

Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

 

39

 

 

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.  

 

40

 

 

Урок развития речи №2  Анализ эпизода. «Евгений Онегин». Образы

главных героев (VI глава)

 

42

 

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

 

41

 

 

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

 

42

 

 

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе

 

43

 

 

Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

 

44

 

 

Контрольное сочинение №2 по лирике А.С. Пушкина и роману в стихах «Евгений Онегин»

 

45

 

 

Контрольная тестовая работа  №2

 

46

 

 

Урок внеклассного чтения  №2  «Бахчисарайский фонтан»

 

 

 

 

 

Тема 5 (12ч.). Из русской литературы XIX  века. М.Ю.Лермонтов

 

 

47

 

 

М.Ю.Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов - продолжатель пушкинских традиций в литературе. Ведущие темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Тема России. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Родина»

Теория литературы. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.

2 стих. наиз.по выбору учащихся

48

 

 

«Парус», «И скучно и грустно»», «Дума», «Молитва», «Я жить хочу! Хочу печали…».

Мотивы одиночества и свободы. Тема судьбы поколения

 

49

 

 

«Нищий», «А.О.Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н.И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет»Тема любви в лирике Лермонтова

 

50

 

 

Урок литературы родного края 2.

 

51

 

 

«Герой нашего времени».  Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Предисловие М.Ю.Лермонтова к роману. Особенности композиции.

Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе

 

52

 

 

Образы главных и второстепенных героев. Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч

Теория литературы. Развитие понятий о художественной детали

 

53

 

 

Образы главных и второстепенных героев. Печорин и «ундина»

 

54

 

 

Система образов главы «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и доктор Вернер

 

55

 

 

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

 

56

 

 

Урок развития речи 3. Устное сочинение «Печорин- «самый любопытный предмет своих наблюдений»(В.Г.Белинский)

 

57

 

 

 

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского

 

58

 

 

Контрольное сочинение 3.

 

 

 

 

 

Тема 6 (20 ч.).  Из русской литературы XIX  века.

 

 

59

 

 

 

Анализ К.С. Николай Васильевич ГОГОЛЬ(1809 – 1852)Жизнь и творчество.(Обзор.)

 «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.  Первоначальный замысел и идея Гоголя . Поэма о величии России.

1-2 отрыв.наиз.по выбору учителя

60

 

 

Система образов. Мертвые и живые души.Помещики

 

61

 

 

Система образов. Мертвые и живые души. Чиновники

 

62

 

 

Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

 

 

63

 

 

Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения.

 

64

 

 

 

Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое.

 

65

 

 

Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

 

66

 

 

Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Составление тезисов литературно-критической статьи

 

67

 

 

Контрольное сочинение 4 по поэме Н.В.Гоголя  «Мертвые души»

 

68

 

 

Александр Николаевич Островский (1823-1886). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.

 

 

69

 

 

Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

 

70

 

 

Федор Михайлович Достоевский.(1821-1881) Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

 

71

 

 

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

 

72

 

 

Антон Павлович Чехов.(1860-1904) Слово о писателе.

«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Теория литературы.  Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 

73

 

 

Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

 «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

 

 

74

 

 

Контрольная работа 3 Развернутый ответ на вопрос

 

75

 

 

Урок внеклассного чтения 3. А.П. Чехов. Рассказы

 

76

 

 

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

 

77

 

 

Иван Алексеевич Бунин.(1870-1953) Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

 

78

 

 

 Урок внеклассного чтения 4. И.Бунин «Солнечный удар»

 

 

 

 

4 четверть

Тема 7 (17ч.).   Из русской поэзии XX века

 

 

79

 

 

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

Александр Александрович Блок.(1880-1921) Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без концаи без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

 

80

 

 

Сергей Александрович Есенин.(1895-1925) Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в  есенинской поэзии.

1 стих.наиз.

81

 

 

Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930) Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие

стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

 

82

 

 

Михаил Афанасьевич Булгаков(1891-1940) Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.

 

83

 

 

 Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства» Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести. Теория литературы.   Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

 

84

 

 

Урок развития речи 4. Ответ на проблемный вопрос

 

85

 

 

Марина Ивановна Цветаева(1892-1941) Слово о поэте.«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1стих. наиз.

86

 

 

Анна Андреевна Ахматова(1886-1966) Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

1 стих.наиз.

87

 

 

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

 

88

 

 

М.Шолохов  Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки).

 

89

 

 

Война как суровое испытание человеческого характера. Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты  и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

 

90

 

 

Борис Леонидович Пастернак(1890-1960) Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

 

91

 

 

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и

стиль стихотворений.Теория литературы.   Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки

 

92

 

 

«Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...»,«Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине. . Интонация и стиль стихотворений.

 

93

 

 

Александр Исаевич Солженицын(1918-2008) Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория литературы.   Притча (углубление понятия).

 

94

 

 

Контрольная работа 4. Тестовые задания

 

95

 

 

Анализ К.Р. Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков. А.С. Пушкин «Певец», Е.А.Баратынский «Разуверение», Ф.И. Тютчев «К.Б.»(«Я встретил вас - и все былое…»), М.Ю.Лермонтов «Отчего», А.К.Толстой «Средь шумного бала…», А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…», А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь», Н.А. Заболоцкий «Признание», М.Л.Матусовский «Подмосковные вечера», Б.Ш.Окуджава «Пожелание друзьям», В.С.Высоцкий «Песня о друге», К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь».

Романсы и песни как синтетический жанр словесного и музыкального искусства, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Теория литературы. Русский романс (начальное представление)

 

 

 

 

Тема 8  (7ч.). Из зарубежной литературы.

 

 

96

 

 

Античная лирика  Гай Валерий Катулл(около 87-54гг.до Р.Х.)Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).Теория литературы.   Античная лирика.

 

97

 

 

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до Р.Х.)Слово о поэте. «К Мельпомене»

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах —• знакомство римлян с греческими лириками.Теория литературы.   Ода.

 

98

 

 

Данте Алигьери(1265-1321). Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава комедииТеория литературы. Развитие понятия о строфе. Терцины

 

99

 

 

Уильям Шекспир(1564-1616) Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Теория литературы.  Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Монолог Гамлета наиз.

100

 

 

Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

 

101

 

 

 

 

102

 

 

Иоганн Вольфганг Гете(1749-1832) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.«Фауст».«Пролог на небесах», «У городских

ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.

Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы.   Философско-драматическая поэма.